Основные потребности ребенка. Какие возникают потребности у ребенка в разные периоды развития Каковы ведущие потребности и интересы детей

Процесс мотивации (мотивирования) основывается на потребностях человека, которые и выступают основным объектом воздействия с целью побуждения человека к действию. В самом общем виде потребность определяется как ощущение недостатка в чем-либо, которое носит индивидуализированный характер при всей общности проявления. Врожденные потребности, которые являются общими для всех людей (по-другому – первичные потребности) получили название – нужда. Например, нужда в еде, сне, сексе и т. п. Приобретенные (или вторичные) потребности связаны с существованием человека в группе, обществе, носят более персонифицированный характер и формируются под воздействием среды. Например, потребность в достижении результата, в любви, в уважении и т. п.

Пока существует потребность, человек может испытывать дискомфорт, и именно поэтому будет стремиться найти средства удовлетворения существующей потребности (то есть снять стресс). Устраненная (или же удовлетворенная) потребность исчезает, но только на время. Большинство потребностей могут возобновляться, меняя при этом форму проявления, переходя на другой уровень иерархии потребностей.

Потребности – это основной источник активности человека, как в практической, так и познавательной деятельности.

Мотив – это то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека.

Один и тот же мотив может быть порожден в зависимости от ситуации как внешним воздействием (стимулом – внешняя мотивация), так и внутренней мотивационной структурой (внутренняя мотивация). Например: интерес как мотив может быть порожден природный любопытством и/или умелыми действиями другого человека.

Выделяют следующие виды мотивации:

· внешняя (не связана с содержанием определенной деятельности, но обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами) и внутренняя мотивация (связана не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности);

· положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной;

· устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Таким образом, мотивация – это процесс побуждения человека к какому-либо действию. Мотивы деятельности могут быть как конструктивными, так и деструктивными, что зависит как от самого человека, так и от внешних условий.

Мотивационные аспекты приемных родителей

Изучив понятие "мотивация" и выяснив, от чего она может зависеть, перейдем к тем мотивам, которые движут людьми, когда они хотят усыновить ребенка. Стимулы для такого поступка должны быть достаточно сильными и весомыми, ведь очень нелегко взять на воспитание чужого ребенка и любить его, как родного. Успешность или не успешность существования приемной семьи во многом зависит от мотива, которым руководствовались семьи, создавая ее. Условно все мотивы, движущие людьми, можно условно разделить на конструктивные и деструктивные. Рассмотрим, в чем же заключается данная мотивация.

Деструктивные аспекты мотивации

Деструктивные мотивы относят к негативным мотивам, они показывают, что родители еще не готовы к усыновлению ребенка. Что же к ним относят.

Очень часто, среди приемных родителей бытует мнение, что ребенок может спасти распадающийся брачный союз . Однако, это далеко ошибочное представление. Родители нередко заблуждаются, думая, что ребенок, станет своеобразным "ключиком", который наладит супружеские отношения. Но появление ребенка в семье, где нет взаимопонимания, способно ускорить распад семьи с самыми негативными последствиями для супругов и ребенка. Ребенок окажется в центре скандалов. Он может быть их поводом, причиной или просто свидетелем. Все это может негативно сказаться на физическом и психологическом здоровье ребенка. И очень часто родители возвращают не подошедший "ключик" обратно в приют.

Следующий мотив – это жалость . Часто, посмотрев, передачи о детских домах и детях-сиротах, проживающих в них, родители испытывают импульсивное желание спасти ребенка от этого ужаса. Однако жалость не может заменить любовь и родительские чувства, зато имеет тенденцию быстро перерастать в неприязнь, потому что жалеть всю жизнь невозможно. Кроме того, под действием сиюминутного порыва родители не задумываются о возможностях своего здоровья на перспективу, о том, кто сможет поддержать в трудный момент, и как они будут справляться с жилищными и финансовыми проблемами. Не помешает также представить, что делать в случае развода, возможного выявления у ребенка серьезного заболевания, неожиданного возникновения его родственников. Вероятно, что с возрастом отношения будут становиться более конфликтными.

Если усыновить ребенка хочет только один из супругов , а второй идет у него на поводу, то это не принесет радости ни супругам, ни ребенку. Если муж (или жена) не сможет полюбить ребенка и привязаться к нему, то второй супруг будет постоянно испытывать двойственные чувства, разрываясь между супругом и ребенком. Увы, часто такие семьи приходят к разводу.

К деструктивной мотивации также относится попытка заменить приемным родного , недавно умершего, ребенка. Считается, что осознанно или нет, но родители переносят свои ожидания с родного ребенка на приемного, и от этого страдают и малыш, и мама с папой. Однако нередко родители забывают, что приемный ребенок – это отдельная личность, со своими способностями, интересами и возможностями. Попытки максимально приблизить усыновленного ребенка к умершему, постоянные сравнения и неудачи ребенка преуспеть в том же, что и погибший крайне губительны для отношений.

Иногда ребенка усыновляют из страха одиночества . Причиной здесь может быть то, что дети подросли и покинули отчий дом, или же вообще никого рядом нет. Эти мотивы чаще посещают одиноких женщин в возрасте, у которых назревает перспектива остаться в старости одинокой. В данном случае, усыновление ребенка младше 12-14 лет может стать проблемой из-за большой разницы в возрасте. Помимо того, большинство детей имеют нарушение привязанностей и прочие отклонения, и родители могут потратить много усилий на установление контакта и все-таки остаться в старости одинокими.

Некоторые женщины боятся испортить фигуру вынашиванием ребенка и родами, поэтому хотят усыновить ребенка, избавляя себя тем самым от этих "проблем". Однако ребенку нужна любящая его мама, а не мама, которая заботится только о своей фигуре.

Сюда можно также отнести желание самоутвердится за счет ребенка , совершить "подвиг", услышать овации в свой адрес, или просто доказать кому-то или себе, что "могу". Но вот, цель достигнута, задача выполнена, подвиг совершен и даже оценен. Что теперь делать с ребенком родители не всегда понимают, ведь это живой человечек, который требует любви и заботы, а если рассматривать его только как средство самоутверждения, то счастья это ни ребенку, ни родителям не принесет.

Не часто, но бывают случаи, когда приемная семья создается лишь по той причине, что не сложились эмоционально теплые отношения с собственным ребенком, а поэтому возникает желание исправить положение с помощью приемного ребенка. Следует сказать, что причина таких нарушенных отношений обычно лежит в неспособности к воспитанию самого родителя. И если он не справился с воспитанием собственного ребенка, то у него нет шансов проявить себя в качестве компетентного воспитателя и с приемным ребенком, которого он не знает, и который будет иметь не меньше, а может даже и больше поведенческих проблем. Отношения со своим ребенком всегда можно наладить, если искренне этого желать. Появление же приемного ребенка в семье, только усугубит проблему. Враждебные отношения между детьми могут перерасти в неконтролируемые и полностью дестабилизировать ситуацию в семье. Кроме того, приемный ребенок нуждается в помощи и поддержке, и никак не может укрепить несостоявшуюся мать в ее войне со своим ребенком. Этим мотивом при создании приемной семьи лучше не руководствоваться.

Мотив "обретение смысла жизни " подразумевает потерю смысла жизни, что может быть обусловлено различными причинами. Это может быть острое горе, ситуативный стресс, нарушенные отношения в семье, а также плохо сформированные коммуникативные навыки, или одиночество, за которым иногда стоят личностные нарушения. Могут быть и другие причины потери смысла жизни. Создание приемной семьи в данном случае проблему не ликвидирует, хотя и может вызвать чувство субъективного облегчения. Нерешенная личностная проблема в дальнейшем может быть причиной установления патологических взаимоотношений с ребенком, что, в свою очередь, негативно скажется на его личностном развитии.

Бездетные супруги могут испытывать некое чувство неполноценности , ущербности, мучить себя: "начинаешь замечать, что тебе больно смотреть на беременных женщин, счастливых мам с колясочками, на маленьких детей в песочнице". Желание "быть как все", стать "настоящей" семьей, становится непреодолимым, и иметь ребенка – уже смысл существования семьи.

Относительно новым мотивом усыновления является стремление получить материальные выгоды. Для некоторых финансовая сторона выступает достаточно сильным стимулом. Семьи, принявшие на воспитание детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют ряд социальных гарантий и льгот. На содержание ребёнка в семье опекуна (попечителя) и приёмных семьях ежемесячно выплачиваются денежные средства в размере 5640 рублей с учётом районного коэффициента. Детям предоставляется 30% льготная оплата за пребывание ребёнка в ДОУ. Приёмным семьям за воспитание каждого приёмного ребёнка установлена выплата в размере 3300 рублей с учётом районного коэффициента. На второго и последующего ребёнка сумма вознаграждения увеличивается на 15%. Назначается и выплачивается единовременное пособие в размере 12405,рублей 32 копейки с учётом районного коэффициента, установленного Правительством РФ при передачи ребёнка в семью. Но если думать только о материальных выгодах, легко забыть о ребенке, о его чувствах и ощущениях, а таким образом семью не построишь. К большому сожалению, данный мотив у некоторых приемных родителей может выступать в качестве основного.

К созданию приемной семьи иногда прибегают семьи, имеющие ребенка-инвалида. Они руководствуются желанием приобрести своему ребенку компаньона, а в будущем человека, который будет за ним ухаживать. Это не лучшая идея для решения своих проблем. Во-первых, потому, что приемный ребенок требует не меньше ухода, терпения и внимания, поскольку, зачастую сам имеет нарушенное развитие. Во-вторых, он является самостоятельной личностью, имеющей свои собственные потребности, в том числе в любви, принятии, защищенности, и вправе рассчитывать на их удовлетворение, раз его взяли в семью. Он не обязан быть родителям благодарным и "отрабатывать" их добрый поступок, поскольку решение взять его в семью приняли родители. Кроме того, не чувствуя себя любимым и принятым, не освоив роль равноправного члена семьи, приемный ребенок не станет "братом" ("сестрой") собственному ребенку. Желание родителей облегчить жизнь своему ребенку приветствуется, но не должно осуществляться за счет другого ребенка, также нуждающегося в помощи и поддержке.

Еще одним негативным мотивом создания приемной семьи выступает желание "отработать грех за сделанные в молодости аборты". Некоторая категория женщин, пришедшая с возрастом к Богу, начинает испытывать чувство вины за сделанные в молодости ошибки и готова на принесение "жертв", чтобы отработать вину. То есть в данном случае, воспитание ребенка рассматривается как своего рода наказание. Руководствуясь таким мотивом, женщина не может адекватно оценить поведение ребенка, а, следовательно, верно построить свои отношения с ним. Воспитание ребенка должно строиться на понимании его потребностей и желании подготовить его к жизни и больше не на чем. Иначе, вреда от такого воспитания больше, чем пользы. Существует достаточно способов "искупления вины" без того, чтобы создавать приемную семью. Например, денежные пожертвования в адрес детских домов, уход за больными детьми в специализированных домах-интернатах и другие.

Таким образом, все эти мотивы носят негативный или деструктивный характер. На их основе хорошую семью построить не удастся, так как ребенок, которого бросили, нуждается в любви и заботе близких, а если он становится лишь средством достижения каких-либо родительских целей, то счастье это ни ребенку, ни родителям не принесет. Принятие чужого ребенка в семью – это очень важный и ответственный шаг, который не должен основываться лишь на приведенных выше мотивах.

Конструктивные аспекты мотивации

Безусловно, детям нужна семья, которая бы их любила. Приемная семья лучше детского дома только тогда, когда ребенок желанный, и усыновление происходит в результате позитивной мотивации приемных родителей.

Самым распространенным конструктивным мотивом выступает мотив в продолжении рода. Здесь важным моментом является желание обоих супругов усыновить ребенка. Именно оба супруга должны прийти к этому процессу, ведь если усыновить ребенка хочет только один из супругов, это, несомненно, приведет к разногласиям в будущем, если что-то пойдет не так, один супруг может упрекать другого в принятом им решении. А если оба родителя готовы и хотят воспитывать ребенка, пусть даже и чужого, если они готовы подарить ребенку тепло и любовь семейного очага, воспитывать его с заботой, воспринимать как отдельную личность, то приемная семья станет для ребенка родной.

Мотив "хочу реализовать себя в качестве родителя " подготовить ребенка к жизни, естественное желание каждого родителя, и хорошо реализуется, если при воспитании ребенка учитываются его личностные особенности, и признается его индивидуальность. Бывает, однако, что за заявлением "хочу реализоваться как родитель" стоит невротическое желание воплотить при воспитании какую-нибудь сверхценную идею, или реализовать через ребенка свою потребность в достижении и социальном признании. Такой родитель имеет жесткий образ того, каким должен быть "его" ребенок и будет стремиться подгонять ребенка под эти представления. Страдать при этом будут обе стороны – и родитель, чьи ожидания скорее всего не оправдаются, и ребенок, который не чувствует себя принятым.

Если же, родители готовы любить своего приемного ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами, если они не будут озираться на прошлое (например, на своего родного погибшего ребенка) или же на других детей (например, на детей свои родных и знакомых), если не будут сравнивать приемного ребенка с другими детьми, а воспринимать его как отдельного человечка, тогда усыновление будет позитивным. Если же нет – спешить не стоит.

Если человек одинок, но у него высокая самооценка и он хочет, чтобы в его жизни появился ребенок, он чувствует, что может дать ему любовь и поддержку, что у него есть силы воспитать и сделать счастливым маленького человечка, то это выступает позитивной мотивацией усыновления. Здесь не должно быть мыслей позаботиться о себе в старости, страха остаться одиноким и никому не нужным стариком, здесь человек хочет позаботиться о ребенке, лишенным любви, подарить ему семью.

Также усыновление является единственно возможным выходом для тех, кто не может иметь собственного ребенка, а свою дальнейшую жизнь без детей не видит. Если беременность невозможна по медицинским показаниям, а женщина действительно хочет стать матерью, то усыновление – это единственно возможный путь. Женщина хочет реализовать свой материнский потенциал, и поэтому ей будет неважно, что ребенка родила не она, ведь как говорится "Не та мать, что родила, та мать, что воспитала". Очень вероятно, что она будет любить ребенка больше, чем его биологическая мать, будет дарить ему радость, тепло, заботу, которой его лишили, и оба будут счастливы.

Следующий мотив – это желание иметь большую и дружную семью . Если у приемных родителей есть силы, желание и возможности воспитывать более двух детей, то, безусловно, эта мотивация носит позитивный характер. Обычно, кандидаты в приемные родители рассуждают так: "Мы – хорошая семья. Состоялись как родители: у нас растут хорошие дети. Материальный достаток позволяет нам сделать хорошее дело – поднять на ноги ребенка, который родителей не имеет. И вообще, мы любим детей. Почему бы нам не стать приемной семьей?". Мудрость, опыт воспитания собственных детей, личностная зрелость, взвешенность при принятии такого решения, позволяющий избежать неоправданно высоких ожиданий от приемных детей, в большинстве случаев приводит к хорошим результатам. Появляется приемная семья, способная заменить ребенку его биологическую. Она будет таковой, как для родителей, которые реализуют свои желания и возможности, так и для детей, которые реализуют свои потребности в большой и любящей семье. Но желание иметь большую семью может носить как позитивный, так и негативный характер. Если это желание вызвано какими-то прагматическими целями (например, использование детей в качестве рабочей силы или для получения льгот), то это деструктивный мотив усыновления, по которому создавать семью не стоит.

Желание скомпенсировать собственный неудачный детский опыт более благополучным детством приемного ребенка также является мотивом, который можно отнести к конструктивной мотивации. Здесь приемными родителями выступают люди, детство которых не было счастливым. Это могут быть дети, родители которых пили, употребляли наркотики или просто не занимались детьми, также это могут быть и дети, проведшие детство в детском доме.

Иногда мотив "обретение смысла жизни" принимает позитивный характер, когда семья объективно готова к следующему этапу жизненного цикла , но он не может наступить по причине отсутствия детей. В этой ситуации, если у родителей присутствует способность любить ребенка, и личности приемных родителей патологически не деформированы, создание приемной семьи на самом деле поможет устранить проблему во взаимоотношениях.

Неоднозначным является мотив "оставить нажитые материальные ценности" . Он может возникать как из позитивных побуждений (таких, например, как благородство, желание осчастливить другого человека), так и негативных мотивов (таких, например, как неверие, что можно любить просто так и благодарность надо покупать).

В качестве конструктивного мотива также может выступать желание усыновить ребенка семьей, которая недавно потеряла собственного ребенка, выше отнесенный нами к деструктивным. Усыновление возможно, если семья прожила свое горе, вышла из него и начала жить в новой реальности без ребенка. Здесь очень важным является понимание того, что приемный ребенок, это совсем другой ребенок, со своими собственными характеристиками и потребностями. Именно в этом понимании заключается условие успешного воспитания приемного ребенка. Родители также должны четко осознать, что ребенок не обезболивающее утраты. Не они, а он в данной ситуации нуждается в их поддержке и любви.

Таким образом, наиболее благоприятный прогноз хорошего функционирования приемной семьи в случаях, когда родители берут ребенка, потому что хотят его любить, заботиться о нем, дать ему семью, подготовить его к взрослой жизни. В других случаях, надо всякий раз свой мотив сверять со своей способностью любить ребенка и готовностью сделать все, чтобы ребенок рос в благополучных условиях, не чувствуя себя при этом жертвой обстоятельств.

Основные потребности ребёнка

* безопасность;

* здоровье;

* оразование;

* умственное развитие;

* привязанность;

* эмоциональное развитие;

* идентичность;

* социальная адаптация;

* стабильные отношения в приёмной семье

Потребность ребенка в безопасности является базовой, и основана на инстинкте самосохранения. Именно, повышенная потребность в безопасности делает многих детей, с точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания. Если потребность ребёнка в безопасности удовлетворяется в полной мере, то со временем она отходит на второй план, превращаясь в столь полезное качество, как осторожность. Если же потребность в безопасности не удовлетворяется, то ребёнок становится тревожным. И тогда он пытается удовлетворить потребность в безопасности путем выбора определенной стратегии поведения, зачастую неадекватной действительности: враждебность с целью расплаты с отвергающим взрослым; сверхпослушание для возврата любви значимого близкого, жалость к себе как призыв к сочувствию, идеализация себя как компенсация чувства неполноценности. Результатом является невротизация потребностей ребенка.

Потребность ребёнка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной гармонии. Данному аспекту деятельности специалистов придавал большое значение В. А. Сухомлинский, который писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Детям, пришедшим в семью из интернатного учреждения, необходим особый медицинский контроль, так как уровень их здоровья низкий. Среди встречающихся заболеваний на первом месте - нервно-психические, затем - болезни органов дыхания, пищеварения.

Конечно, лечить хронические заболевания должен врач, а родители могут помочь детям стать здоровыми. Речь идет о закаливании, физическом воспитании, развитии гигиенических привычек. Особое внимание должно уделяться формированию здорового образа жизни у детей. Под формированием здорового образа жизни предполагается развитие: сознания, движения, питание, ритм жизни, распорядок дня, гигиена тела и одежды, гигиена сна и отдыха, психогииена и здоровая жизнедеятельность, психопрофилактика, профилактика вредных привычек и половое созревание.

Потребность в умственном развитии и образовании подразумевает необходимость изучать окружающий мир, формировать о нем определенное представление и получать соответствующее образование. Необходимо отметь, что у детей с нереализованными потребностями в безопасности и эмоциональном комфорте когнитивные потребности могут быть снижены. Лет до 7-10 ребенок находится в постоянном процессе познания; а если взрослые не отобьют у него к этому вкус – то и всю жизнь!

Потребность в привязанности в общей форме можно определить как «близкую связь между двумя людьми, не зависящую от их местонахождения, длящуюся во времени и служащую источником их эмоциональной близости» (Вера Фалберг). Привязанность - это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же они - это жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития. Сильная привязанность к озможност дает ребенку озможностьь развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.

Сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку и от качества их отношения к нему.

Эмоциональные потребности – это потребности ребенка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими. Большинство специалистов (к примеру, английский психоаналитик Джон Боулби) тоже относит их к категории врожденных. Осознанная вовлеченность в процесс коммуникации со взрослым фиксируется у младенцев уже в первые месяцы жизни. Ученые предполагают, что потребность в общении эволюционно обусловлена – ведь от того, насколько эффективными навыками взаимодействия обладает человек, тем большему он научится, тем выше будет качество его жизни. В первый год эмоциональные потребности тесно связаны с его потребностью в безопасности (я защищен, значит, я доволен); с возрастом они значительно усложняются. Примерно после 3х лет, когда ребенок уже начинает осознавать себя как личность, он ждет от окружающих (в первую очередь, от родителей) безусловной любви и принятия себя таким, какой он есть. Потребность “быть безоговорочно принятым” психологи называют одной из самых значимых для человека на протяжении всей его жизни.

Потребность в идентичности – это потребность чувствовать свою уникальность, неповторимиость и вместе с тем принадлежность к семье.

Идентичность можно определить как знание того, из каких разных частей состоит наша личность, это принятие себя, необходимое для того, чтобы успешно продвигаться по жизни с ощущением собственной целостности.

Сумма знаний о себе эмоционально питает и защищает ребенка.

У ребенка чувство «Я» вырастает из чувства «МЫ», и для него вопрос «Кто я?» по сути значит «Чей я?». Ощущение принадлежности – это альтернатива одиночеству, источник жизненных сил: “Я – их, я нужен, меня любят – Я ЕСТЬ”.

Принадлежность семье не только определяет самовосприятие, но и задает вектор направления жизненного анализа собственного жизненного опыта концентрируется в виде ответов на вопросы «Кто я?», «Какой я?». Но отношение к этому знанию, принятие себя, возникает благодаря соотнесению с системой социальных координат, нормами и ценностями той семьи и того общества, в котором живет человек.

Под потребностью социалиальной адаптации понимается социализация ребёнка в обществе. Это усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания и бытовые навыки.

Примерно после 3х-4х лет у ребенка появляется потребность в социальном самоутверждении; духовные потребности обычно актуализируются ближе к подростковому возрасту.

Потребность в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением так же является базовой, т.е. жизненно необходимой, и непосредственно связана с нормальным развитием психики. Важно и качество родительского отношения к ребенку. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность, вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей. В новой семье нарушенность родительского (материнского и отцовского) отношения к ребенку может служить источником различных психических и поведенческих расстройств и непосредственно определять успешность адаптации ребенка, поэтому установление теплых, принимающих и стабильных отношений между ребенком и патронатными воспитателями также можно рассматривать как механизм адаптации.

К чему приводят нереализованные потребности?

Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, патологическая боязливость, ощущение брошенности (эти явления очень сложно контролировать сознательно, поскольку они инстинктивны, поэтому в дальнейшем у ребенка может быть масса проблем). Человек будет воспринимать массу повседневных ситуаций как источник потенциальной опасности, что значительно снизит его социальную активность и ухудшит качество жизни.

Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и т.д.); неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Для того, чтобы найти кого-то, кто “примет меня таким, какой я есть”, человек будет позволять манипулировать собой, он легко попадет под влияние недостойных личностей. Второй вариант развития событий – эмоциональная холодность, уход с головой в учебу или работу, стремление реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений; чрезмерная привязанность к вещам в качестве компенсации теплого человеческого общения.

Неудовлетворенные познавательные потребности: узкий кругозор, примитивность мышления, отсутствие стремления к личностному росту и развитию.

Принимающая семья способна дать ребёнку «путёвку в жизнь». Удовлетворяя потребности ребёнка, приёмные родители закладывают основу его гармоничного развития, становления личности и полноценной жизнедеятельности в дальнейшем.

Личностные качества необходимые приемным родителям

Существует ряд исследований, свидетельствующих, что на формирование личности ребенка значительное влияние оказывают личностные качества родителей.

Благополучно ребенок развивается у родителей, обладающих такими качествами как эмпатичность, открытость, эмоциональность, коммуникативность, альтруистичность, уравновешенность, гибкость, уверенность в своих силах, адекватная самооценка, способность к развитию и изменению.

Эмпатичность – способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать.

Открытость родителя в общении с ребенком формирует между ними неформальные доверительные отношения.

Эмоциональность родителя позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя.

Коммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь.

Альтруистичность - качество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь.

Уравновешенность есть способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка.

Гибкость позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации.

Адекватная самооценка и уверенность в своих силах исключают самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем.

Способность к развитию и изменению может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.

Если человек утвердился в желании усыновить ребенка, спешить все же не – необходимо еще раз взвесить все за и против. Нужно внимательнейшим образом проанализировать свои побуждения, определить, что вами движет и в какой степени, полностью ли вашим является такое решение.

Принятие ребенка в семью может быть только взаимовыгодным и обязательно должно быть продиктовано желанием помочь лишенному родительской заботы ребенку.

Очень ответственный и совершенно новый период жизни начинается, когда ребёнок идёт в детский сад. С этого периода, он учится общаться с другими детьми, ему приходится это делать практически постоянно. Малыш всегда находится в коллективе, пытается взаимодействовать с абсолютно разными сверстниками, это позволяет ему многому научиться. Очень важно, чтобы родители на этом этапе помогали своему ребёнку. Он ещё не имеет опыта в общении с другими детьми, не знает, как правильно себя вести. Об этом малышу должны поведать родители.

Например, стоит рассказать ребёнку о том, как важно быть правдивым, честным, как нужно уметь делиться, доверять людям. Маленькому ребёнку понять это очень нелегко, поэтому мама с папой должны максимально доступными словами донести до своего чада всю информацию. Родителям необходимо показывать все это на собственном примере, поэтому им тоже необходимо вести себя правильно.

Потребности детей школьного возраста

Старший возраст начинается с семи лет. Как известно, именно в этом возрасте ребёнок впервые идёт в школу, ответственности становится все больше, обязанностей тоже. В школе ребёнок проведёт несколько очень важных лет своей жизни. Школа, как известно, даёт ребёнку не только знания, которые, конечно же, очень ценны, но и огромное количество опыта. В этом возрасте ребёнку очень важно во всем подробно разбираться, поэтому в этом ему должны помочь родители. Они должны отвечать на все вопросы ребёнка, а иногда даже предугадывать их, что тоже важно.

Воспитание детей подростков

Непростой возрастной период начинается с двенадцати лет. Этот период как раз именуют подростковым, все прекрасно знают, что дети-подростки бывают просто неуправляемыми, они быстро меняются, в том числе и под действием гормонального фона, который в это время бушует. С таким ребёнком невероятно сложно найти общий язык, так как он сам пытается отгородиться от родителей. Родители должны дать в этот период своему ребёнку уважение, некую свободу выбора, научить его быть ещё более ответственным, а также отвечать за все свои сказанные слова. Кроме того, подростки, как никто другой, нуждаются в понимании. Порой им кажется, что весь мир ополчился против них, они сталкиваются с первыми трудностями в дружбе, отношениях. Поэтому им важно знать, что дома есть люди, которые всегда смогут поддержать и понять.


Как объясняет нам Википедия, “потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации”.

Интересно, что у исследователей до сих пор нет единой классификации потребностей и даже единой точки зрения на то, что же такое, по сути своей, потребность. Состояние это, отношение или определенное поведение? Какие потребности относятся к врожденным, а какие приобретаются в процессе социализации? К примеру, логично было бы предположить, что духовные потребности являются приобретенными и возникают у человека как результат накопления определенных знаний и эмоционального опыта. В то же время есть ученые, говорящие о так называемом религиозном инстинкте, который относится к врожденным структурам человеческой психики. В общем, в теории потребностей вопросов пока больше, чем ответов.

Тем не менее, несмотря на трения в академических кругах, существует все-таки несколько “общественно признанных” классификаций потребностей, которые служат ориентирами для социологов, маркетологов и т.д. Самая известная принадлежит американскому ученому Абрахаму Маслоу, который в качестве иллюстрации структуры человеческих потребностей предложил своеобразную пирамиду (известная “пирамида Маслоу”). В основе ее – потребности, связанные с поддержанием функционирования своего организма; далее идут так называемые бытийные потребности, стимулирующие развитие человека в социуме. На самом верху – метапотребности, связанные с такими ценностями, как добро, истина, красота и т.д. По теории Маслоу, чем ближе к основанию пирамиды находится потребность, тем для большего количества людей она актуальна.

Большинство исследований показывает, что пирамида Маслоу статистически достаточно верна применительно к взрослым; в то же время она не очень корректно описывает мотивацию детей, чья личность находится еще в стадии формирования. Давайте же посмотрим, каким образом специалисты описывают структуру психологических потребностей ребенка (используем для их обозначения достаточно условные названия, в разной литературе эти потребности могут называться по-разному).


и структура потребностей

К врожденным базовымпсихологическим потребностям ребенка первых лет жизни можно отнести следующие: , и . Естественно, у всех детей они проявляются в разной “пропорции “: это зависит от типа темперамента ребенка, от других его индивидуальных особенностей.

Потребность в безопасности основана на инстинкте самосохранения; ряд исследователей считают ее основной на протяжении первого года жизни малыша, когда его выживание еще полностью зависит от окружающих взрослых. Именно повышенная потребность в безопасности делает многих карапузов, с точки зрения родителей, такими “невыносимыми” и постоянно требующими внимания (ребенок чувствует себя спокойно, только ощущая рядом взрослого). Если потребность ребенка в безопасности удовлетворяется в полной мере, то со временем она отходит на второй план, превращаясь в столь полезное качество, как осторожность.

Эмоциональные потребности – это потребность ребенка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими. Большинство специалистов (к примеру, английский психоаналитик Джон Боулби) тоже относят их к категории врожденных. Осознанная вовлеченность в процесс коммуникации со взрослым фиксируется у младенцев уже в первые месяцы жизни. Ученые предполагают, что потребность в общении эволюционно обусловлена, ведь от того, насколько эффективными навыками взаимодействия обладает человек, тем большему он научится, тем выше будет качество его жизни. В первый год эмоциональные потребности тесно связаны с его потребностью в безопасности (я защищен – значит, я доволен), с возрастом они значительно усложняются. Примерно после 3 лет, когда ребенок уже начинает осознавать себя как личность, он ждет от окружающих (в первую очередь от родителей) безусловной любви и принятия себя таким, какой он есть. Потребность “быть безоговорочно принятым” психологи называют одной из самых значимых для человека на протяжении всей его жизни.

Когнитивные потребности – необходимость изучать окружающий мир и формировать о нем определенное представление. Особенно сильно проявляются у ребенка после того, как он в достаточной степени научится владеть своим телом и взаимодействовать с окружающей средой (примерно после 9-12 месяцев). Правда, отметим, что у детей с нереализованными потребностями в безопасности и эмоциональном комфорте когнитивные потребности могут быть снижены. Лет до 7-10 ребенок находится в постоянном процессе познания, а если взрослые не отобьют у него к этому вкус, то и всю жизнь!

Примерно после 3-4 лет у ребенка появляется потребность в социальном самоутверждении, духовные потребности обычно актуализируются ближе к подростковому возрасту.

Зачем родителям знакомиться с теорией потребностей?

Этот вопрос звучал бы из уст пап и мам вполне логично: если уж сами ученые не могут понять, что такое потребности и “с чем их едят”, зачем же нам в этом разбираться? Но дело в том, что, как ни парадоксально, вопрос влияния на человеческую психику неудовлетворенных в детстве потребностей изучен, наверное, даже лучше, чем разработана сама теория потребностей. Таким образом, знакомство с этой концепцией нужно родителям для того, чтобы уметь “считывать” в желаниях и поведении ребенка не только капризы, но и проявление определенных базовых психологических нужд (неважно, как они называются и какова их природа). Удовлетворять их или нет – личное дело каждой индивидуальной семьи, но, если вы задумываетесь о том,, имейте в виду возможные последствия, к которым может привести игнорирование его желаний.

К чему приводят нереализованные потребности?

Неудовлетворенная потребность в безопасности : неврозы, фобии, патологическая боязливость, ощущение брошенности (эти явления очень сложно контролировать сознательно, поскольку они инстинктивны, поэтому в дальнейшем у ребенка может быть масса проблем). Человек будет воспринимать множество повседневных ситуаций как источник потенциальной опасности, что значительно снизит его социальную активность и ухудшит качество жизни.

Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и т.д.); неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Для того чтобы найти кого-то, кто “примет меня таким, какой я есть”, человек будет позволять манипулировать собой, он легко попадет под влияние недостойных личностей. Второй вариант развития событий – эмоциональная холодность, уход с головой в учебу или работу, стремление реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений; чрезмерная привязанность к вещам в качестве компенсации теплого человеческого общения.

Неудовлетворенные познавательные потребности : узкий кругозор, примитивность мышления, отсутствие стремления к личностному росту и развитию.

Как можно отличить капризы ребенка от проявления его базовых потребностей?

Если для вас принципиально не избаловать ребенка и не потакать ему в мелочах, то при оценке его поведения можете учитывать следующие критерии:

1) Возрастные особенности. К примеру, для малыша в возрасте полутора лет нормально хватать вещи в магазине, для карапуза 2,5 лет – требовать присутствия взрослого в темной комнате, а для пятилетнего ребенка выпрашивать у родителей новые ботинки, чтобы покрасоваться перед сверстниками. Конечно, в последнем случае (где речь идет о ботинках) далеко не все родители могут позволить себе постоянные траты, да и в этом нет необходимости. Просто не стоит однозначно отмахиваться от стремления чада – подумайте вместе с ним, как он может заработать себе социальный капитал без ущерба для семейного бюджета.

2) Индивидуальные черты ребенка. Малыши очень активные или очень впечатлительные, эмоциональные всегда будут демонстрировать более высокий уровень потребностей, чем их спокойные флегматичные сверстники.

3) Степень фиксации ребенка на том или ином желании. Если чадо просто капризничает, то его достаточно легко можно “переключить” на что-то другое (иными словами, если вы пришли в магазин и малышу просто хочется, чтобы ему что-то купили, то вместо ботинок он, скорее всего, согласится на книжку или плавательный круг). Но если же ребенок транслирует вам какое-то желание настойчиво, изо дня в день, то стоит обсудить его с карапузом, чтобы понять, какая потребность скрывается за этой настырностью.

1. Первая потребность — это потребность в безопасности. Она означает, что ребенок не боится, что о нем забудут, уверен, что о нем заботятся и защитят его. Родители не говорят малышу даже в шутку: «Я отдам тебя в интернат, если ты будешь невежливым » или «Ты меня не слушаешься, поэтому я ухожу от тебя ». Родители принимают детей, даже если не принимают их поведение.

2. Вторая потребность — это потребность в безусловной любви. Малыш нуждается, чтобы его уважали просто так, ни за что, окружали любовью, которая не ставит условий. Если эта потребность удовлетворена, у ребенка формируется чувство достоинства — очень актуальное понятие, поскольку,например, революцию в Украине 2013-2014 годов часто называют революцией достоинства.

Чем отличается достоинство от нарциссизма? Достоинство — это чувство, что я есть я — и это хорошо, и я не должен ничего доказывать, я имею право быть собой. Это не значит, что ребенок с повышенными потребностями.

Я могу иметь способности к математике и вовсе не иметь таланта к музыке. Я могу делать ошибки и исправлять их. Кто-то может знать что-то лучше меня и иметь что-то больше, но я чувствую себя, что я есть я и уважаю себя, имею право на уважение других. Если кто-то меня презирает, то для меня это будет означать, что этот человек не умеет уважать других, я сам не буду чувствовать себя униженно.

Если же индивид не обладает чувством достоинства, он слышится примерно так: я никто, но могу быть кем-то, когда-то достигну состояния, должности, медали на Олимпийских играх, или когда все будут бояться меня в школе. Таким образом, жизнь человека превращается в погоню за успехом, и от этого страдает и он сам, и могут страдать другие.

Малыши хотят, чтобы мы помогли им понять мир. Очень хорошая возможность для общения — рассказывать сказки, истории, самым их выдумывать; мы с детьми любим вместе смотреть мультфильмы, а потом их обсуждать

3. Третья потребность ребенка заключается в разрешении на подлинность . Аутентичность — это возможность быть собой, настоящим и свободным. Это означает, что я не говорю своему ребенку: ты должен думать так и так, а если нет, ты мне не сын, и я тебя презираю. Или я хочу, чтобы ты был таким и таким, иначе я тебя не принимаю. Наоборот: я хочу, чтобы ты был собой, чтобы ты открыл, кто ты есть, и мне самому это очень интересно. Аутентичность заключается и в праве иметь собственные чувства, умении выражать и понимать их.

4. Конечно, свободное выражение себя и свобода нуждаются в границах. Дать ребенку свободу — это не значит дать ему особый статус, когда он может делать все что угодно, а другие люди не важны. Необходимо, чтобы малышу указали, где его свобода сталкивается со свободой другого человека, где его потребности наталкиваются на нужды других людей. Ребенок должен научиться контролировать себя и уважать других. Родители играют важную роль установления рамок, дисциплины, причем такой, что не пугает малыша, не лишает его чувства безопасности, — конечно, если ребенка побить или закрыть в подвале, эффект будет противоположным.

5. Другая потребность ребенка — раскрыть свои способности, таланты, научиться быть самостоятельным. Она заключается в реализации и развитии собственной компетентности.

Я бы еще добавил, что очень важными ингредиентами отношений являются такие вещи:

  1. Присутствие родителей. Все мы знаем, что родители часто вынуждены ехать на заработки за границу. Нередко потребность ехать взрослые аргументируют тем, что не могут дать ребенку образование, в конце концов, не могут дать ничего, кроме бедности. Если они едут, малыш растет без родителей, следовательно, без ощущения безопасности, а взрослые живут с чувством вины. Как-то в маршрутке из Борисполя я сидел рядом с женщиной, которая прилетела из Италии. Она позвонила сыну, и первый вопрос, который он ей задал, был: «Ты привезла мне футбольный мяч? ». Она ответила, что мяч не купила, привезла что-то другое. Сын сказал: «Нет, другого не хочу, убирайся, я не желаю тебя знать ». Это тоже пример нездоровых сценариев, когда подарки и другие вещи заменяют то, что на самом деле важно, тогда дети сами перестают понимать, что им нужно, и не осознавать этого во взрослом возрасте.
  2. Радость быть вместе. Почему радость? Это сильная эмоция, которая цементирует нашу связь, поэтому в теории привязанности понятие «веселиться вместе» ключевое. Иногда в нашем центре «Круг семьи» мы предлагаем семейную игровую терапию.
  3. Внимательность к ребенку. Упражнение, которое я все время предлагаю родителям, — это смотреть на малыша, когда он спит, рассматривать его как невиданное доселе существо. Каждый раз надо себе напоминать, что перед нами тайна, зернышко неизвестной породы, мы не знаем, что из него вырастет, но нужно научиться в него всматриваться и вслушиваться — с этого и начинается отцовство. Следует учиться понимать ребенка, его потребности, все, что с ним происходит, и правильно это интерпретировать. Я часто говорю родителям, что забота о чаде вытекает из понимания его. Есть анекдот про обезьяну, которая хотела быть хорошей и сделать что-то хорошее. Увидела в реке рыбу и подумала: сделаю доброе дело, вытащу рыбу, чтобы она не утонула, — повесила ее на дерево. Порой мы так же делаем с детьми, потому что не понимаем их потребностей, — и наши действия не спасают малышей, а калечат.

Приведу пример. Мой сын купается в ванне. Я говорю: «Матвей, уже поздно, надо вылезать и идти спать » В ответ слышу: «Хорошо, папа ». Я говорю: «Так, через пять минут я приду, надо вылезать из ванны, чтобы идти спать ». Когда прихожу через пять минут, сын говорит: «Нет, я не вылезу, еще пять минут побалуюсь в ванне ». Я даю ему еще одну минуту компромисса, но и после нее он не вылезает из воды. Я начинаю сердиться и думать, что сын не уважает меня. Я готов уже силой тащить его из ванны… Как бы завершилась эта маленькая ситуация, если бы я это сделал? Я бы с грубостью вытащил его из ванны, он бы, обиженный, плакал и уснул с чувством, что папа идиот, который ничего не понимает. В следующий раз я захочу вообще избежать этой ситуации и скажу женщине: иди сама воспитывай его, потому что мы ссоримся и он меня совсем не уважает.

Но удается исправить ситуацию: мы с женой обсуждаем тему «Как вытащить сына из ванны» и сходимся на том, что он очень любит воду. Он не относится к отцу с неуважением — ему просто очень трудно расстаться с ванной. Лучшим подходом будет, если я скажу: «Матвийчук, я тебя понимаю, ты так любишь купаться, и если бы я был волшебником, я бы сейчас сказал: абракадабра, пусть твоя кровать превратится в ванну, чтобы ты мог спать в ней ». Я так сказал, и сын рассмеялся, поднял руки и без проблем вылез из воды. Это маленький пример, как понимание помогает нам по-другому взаимодействовать с детьми. Это также дает малышу почувствовать: папа меня понимает, даже когда мне четыре года. Наши взаимоотношения в результате крепнут. Его умение быть в отношениях также развивается.

  1. Общение, интерес к ребенку. Что с ним происходит? Вы, наверное, не раз замечали, что малыш хочет делиться, если только мы не переломили это желание своими негативными реакциями. Ребенок делится сам и требует, чтобы делились с ним и мы: историями, воспоминаниями, рассказывали о работе… И должны понимать: чтобы было общение с детьми, необходимо присутствие родителей, о котором уже говорилось. Общение не происходит так, что я прихожу и говорю: ну, сынок, скорее расскажи мне, как прошел твой день. Искреннее общение происходит тогда, когда мы вместе идем или вместе что-то делаем. Бывает, мы с сыном рыбачим и где-то за полчаса он решает мне рассказать, что у него на душе. Это происходит как бы между прочим, и обязательно нужно проводить вместе много времени, чтобы пришли те мгновения, когда дети хотят чем-то поделиться. Этими особыми минутами не следует пренебрегать, ведь они помогают детям осмысливать свою жизнь.