Семейные отношения народов ульяновской области

Из истории семейных отношений татар

Знание истории семейных отношений не только интересно, но и важно для понимания и укрепления семейных ценностей, как фактора стабильности и процветания общества. А татарские семьи были очень дружными: строились за редким исключением на взаимоуважении, и четком соблюдении для каждого члена семьи прав и обязанностей, регламентируемых верой.

Давайте рассмотрим патриархальную традиционную татарскую семью конца 19 - начала 20 века.

Семья у татар почиталась и превозносилась, являлась источником счастья и давала возможность вести жизнь праведника.

Ислам заложил основы взаимоотношений членов семьи, определив каждому свое место в этом маленьком социуме. В доме строго соблюдался принцип разделения полов, а потому жилище делилось на две обособленные половины- женскую и мужскую. В дамской половине женщина пряталась от чужих мужских глаз. Но несмотря на то, что татарка обязана была избегать чужих мужчин, она обладала большей свободой, чем женщина среднеазиатских народов. Татарка не носила паранджу, но ее одежда всегда отличалась скромностью и укрывала тело в полном соответствии с шариатом. Учитывая, что под семейными традициями понимают обычаи, взгляды, нормы и манеры, передающиеся из поколения в поколение, то соответственно дети, переносят образцы поведения, принятые в родительской семье, в свою семью.

В татарских семьях считалось неприличным вмешиваться детям в разговор старших, а перебивать друг друга - невежливым. Отношения в семье были построены на уважении, т.е. уважении младших к старшим, жены к мужу, что является признанием значимости другого по отношению к себе. Например, если сестра была старше хотя бы на год, то ее младшие братья и сестры уважительно называли «апа»(т. е. тетя). В воспитании детей и внутреннем распорядке жизни семьи решающей являлась власть отца. В семьях девочку учили скромности и трудолюбию, в разумной степени быть покорной мужу. В татарских семьях женщина никогда не была на положении рабыни, как слабый пол в Средней Азии.

Традиционно татарские семьи были довольно многочисленными. Почти половину составляли семьи из пяти и более членов. Сыновья приобретали трудовые навыки уже с малых лет, работая вместе с отцом и другими старшими мужчинами. Дочери помогали матери по хозяйству, их учили шить, вышивать, содержать дом в чистоте. Большое внимание уделялось привитию нравственных качеств. Детей воспитывали по законам шариата и строго следили, чтобы ребенок не приучался пить, курить, играть в осужденные обществом игры.

В отличие от других мусульманских народов ранние браки не были характерными для татар. Если отец отдавал дочь замуж в раннем возрасте в 14 - 15 лет, то это вызывало осуждение со стороны общины: « Кызын сина уги?» (дословно: «Дочь тебе что, неродная?»

Надо отметить и то, что двоеженство не было характерным для татар. В почете был моногамный брак.

Интересно, что в древних татарских семьях еще до ислама существовал культ женщины - матери. С мнением матери считались все члены семьи, и при решении многих проблем ее слово было последним. При матери нельзя было сквернословить, курить, повышать голос и т. д. Кстати, эти прекрасные обычаи сохранились во многих благородных семействах до наших дней. Примечательно и то, что роль родителей, в момент выбора жениха и невесты являлась определяющей. И в наши дни сохраняется авторитет родителей, проявляющийся и в том, что молодежь прислушивается и учитывает их мнение при решении о заключении брака.

Татары не лишали своих женщин образования. В 60-е годы XIX в., подчеркивая высокий уровень грамотности татар, исследователь М. Лаптев писал: "Вообще первая ступень образования - грамотность достаточно распространена между татарами: мало найдется даже женщин, которые не умели бы читать и писать" (5). Но политика царского самодержавия была такова, что татары в течение столетий не могли иметь светские школы. Царизм делал все, чтобы увековечить отсталость татар, обречь их на бедность и прозябание, не допускать приобщения к передовым методам производства и хозяйствования, держать вдали от достижения науки и культуры.

Ну и в заключение хочется сказать: раньше татарские семьи не страдали от алкоголиков, так как строго соблюдались религиозные предписания, да и разводов почти не было (татарки всегда отличались терпеливостью и их мужья не были тиранами), это считалось большим позором в общине и всегда порицалось

Издавна татары строили семейную жизнь на основе Корана и Шариата. Именно религия во многом послужила формированию татарской культуры, традиции. Вера всегда была объединяющим звеном, служила, помогала быть единым духом и телом перед многими тяготами, выпадавшими на долю народа. И по сей день именно вероисповедание не дает раствориться татарам среди русскоязычного населения. Религия удерживает от размывания нравственных ценностей, что является необходимой нормой существования общества.

Семья всегда высоко ценилась и ценится татарами, а вступление в брак считается естественной необходимостью. В прошлом семья являлась единственной возможной формой полнокровного функционирования любого хозяйства, также гарантией обеспеченной старости. Среди татар, как и среди других народов, исповедающих ислам, вступление в брак считалось священной обязанностью мусульманина: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Богом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком». «Детей приучали жить законами шариата. В воспитании детей решающей была власть отца. Девочка с ранних лет слышала о том, что надо быть покорным мужу, «ибо повиновение ему равно повиновению богу», а мальчик знал, что ему предстоит быть господином над женой». В прошлом на выбор брачного партнера у татар влияло экономическое соображение: семье нужна невестка – работница, способная к деторождению. Основной формой заключения брака был брак по сватовству. Основные требования, согласно традициям, предъявляемые к невесте, сохраняются поныне. Она должна обладать добрым характером и трудолюбием, а также с глубоким почтением относиться к родителям мужа. При выборе невесты обязательно обращали внимание на её трудовые навыки, за которыми наблюдали во время участия девушки в сезонных работах. На этом основании судили о трудолюбии потенциальной невестки. Иметь невестку и продолжать хлопотать по хозяйству считалось недостойным для свекрови. Недопустимым считалось, если невестка вставала утром позднее свекрови. Она не могла сидеть без дела, в то время как свекровь занималась хозяйством. Главной заботой свекрови было соблюдение обычаев и традиций в семье, а также присмотр за детьми.

Свободное общение молодежи у татар было несколько стеснено нормами шариата. Несмотря на это, юноши и девушки всегда находили возможность встретиться – во время уборки урожая или сенокоса, у родника, куда девушки ходили за водой. Юноши, решившиеся жениться, специально ездили в поисках невесты в соседние деревни, к родственникам или друзьям. Существовал даже особый термин для таких поездок (высмотреть девушку). В честь приезжего юноши собирались на девичьи или молодежные игры на околице или устраивали «аулак», т.е. молодежные посиделки. Такие посиделки были порою единственной легальной формой молодежных встреч. Строгие нормы Шариата запрещали вольности между влюбленными. К тому же воспитание самих девушек закрепляло в их сознании нежелательность излишне бойкого общения с молодыми людьми. Это могло сойти за легкомысленность. И речи не было о разрешении интимных отношений, ведь даже лишняя улыбка девушки могла нанести вред её репутации.

«Брачный возраст» для девушек был 16–17, иногда 14–15 лет или даже 12–13 лег. Для юношей нормальным возрастом для брака считались 16–18 лет, мужу полагалось быть старше жены на 3–5 лет.

Среди критериев брачного выбора немаловажное (если не первостепенное) значение имела и имеет социальная и национальная принадлежность жениха и невесты. При заключении брака обязательно обращали внимание на происхождение и родословную будущего семейного партнера. Такое же значение придавали здоровью: нет ли в роду хронических заболеваний. Жена должна была иметь чистое, хорошее происхождение – не была бы незаконнорожденной и дурного поведения; чтобы исполняла обряды мусульманской веры, девственность; если вдова и не разведенная жена, чтобы была в состоянии иметь детей. При рассмотрении всех сторон родословной двигало стремление сохранить и укрепить будущее поколение, поэтому не удивительна щепетильность в вопросах здоровья рода, с которым собирались породниться. У татар, как у многих других народов, существует обычай соблюдения старшинства среди братьев и сестер при вступлении в брак, который сохраняется за редким исключением до сих пор. Поселение молодых у мужа или у его родителей было характерным явлением, отступление от нормы считалось позором. В народе недаром говорили: «Йортка кергенче – утка кер» (дословно: «Лучше войти в огонь, чем зятем в дом»).

Традиционная татарская семья моногамна и основана на патриархальных принципах; для женщин существовал обычай избегать мужчин. Главной особенностью патриархальной семьи является резкое разделение полов по их социальным и социально – психологическим функциям. Разница в поведении полов настолько очевидна, что можно говорить о формировании мальчиков и девочек, юношей и девушек в двух мало соприкасающихся, почти параллельных мирах.

Брак в Исламе рассматривается, как естественные узы между мужчиной и женщиной. С самых истоков Ислама мусульманам внушалось, что брачные отношения – это источник любви, сострадания и понимания. В частности, у мужчин поощряется внимательное, доброе отношение к женам, что говорится в высказываниях Пророка Мухаммеда.

Брак в патриархальной семье рассматривается как завершающий акт в воспитании молодого поколения, который должен способствовать укреплению семьи и рода в целом, поэтому роль родителей, семьи в момент выбора жениха и невесты является определяющей.

Была еще одна мрачная сторона брака, порождавшая нередко истинные традиции. Браки между приверженцами разной веры, запрещались, один из них должен был сменить вероисповедание. Были случаи добровольного ухода, когда одна из родственных сторон не соглашалась с выбором сына или дочери. Молодые уходили к родителям принявшим их сторону, порывая все связи с другой стороной. По истечению года или по случаю рождения первенца родители с обеих сторон должны были встретиться и признать родственников, а брак детей считать действительным. Также в случае насильственного похищения невесты, родители невесты должны были признать родню и брак детей после рождения ребенка.

После заключения брака жена переходила не только во власть, но и на иждивение своего супруга. Родители невесты не вмешивались во взаимоотношения молодых, более того, они ориентировали дочерей на покорность мужьям даже в тех случаях, когда взаимоотношения в семье бывали сложными. Женщина не могла по своему усмотрению покинуть дом мужа и уйти к родителям или родственникам. Разводы у татар случались крайне редко, инициатива исходила обычно от мужчины. При разводе он возвращал ту часть калыма, которая предназначалась на ее содержание. Женщина могла забрать с собой свои личные вещи.

Тезис о приниженном положении женщин, при тщательном анализе этого вопроса, мог бы стать поводом для дискуссии. Фактически роль женщины в семье часто оказывалась совсем не такой, как можно себе представить, рассматривая внешнюю сторону семейного мусульманского права. Это проявлялось в отсутствии права выбора жениха в выдаче замуж несовершеннолетних, в тяжелом положении в семье жены, снохи, в меньшей доле при разделе имущества, в запрете ходить с открытым лицом на улице. Об этом свидетельствует роль и место старейшей женщины в большой семье или матери главы семьи в малой. И, наконец, власть старшей жены над младшими, если мужчина имел несколько жен. В конце XIX века случаи многоженства у татар были довольно редким явлением. В отдельных случаях мужчина мог позволить себе иметь двух жен. Чаще всего это делали зажиточные крестьяне и богатые горожане.

Вся полнота власти сосредоточивалась у главы семьи, обычно им был старший мужчина – дед, отец, брат. Он определял внутренний распорядок жизни семьи, мог вмешаться в личные дела и отношения взрослых членов семьи, имел решающее слово при выборе жениха или невесты. Обязанности, как правило, справедливо разделены между членами семьи. В принципе по-разному конечно бывает, но в современных татарских семьях действительно муж и жена играют скорее роль равноправных партнёров, что зачастую нехарактерно для многих других народов.

Вплоть до конца XIX в. общинные и семейные, родственные отношения в ос­новном регулировались народными обычаями (гадат) в сочетании с нормами брачно-семейного права или свода мусульманских законов (шариата). Действовали характерные для всех татар правила родственной помощи, а также соседского права, по которому сосед приравнивался к родственнику. Татарам и по сей день свойственно сохранение родственных и соседских связей. В условиях социально-экономических и финансовых затруднений, которые испытывает основная масса населения в современности, поддержание таких связей становится актуальным.

Мусульманское право окружено предрассудками, в Исламе разрешена полигамия, женщина носит одежду, полностью скрывающую наиболее привлекательные места ее тела, некоторые лимиты в ее поведении вызывают волну непонимания и даже осуждения со стороны немусульман, ведь все это так контрастирует с нравами и правилами нашей современной, повседневной жизни. Чтобы понять эти особенности мусульманского брачно-семейного права, надо заглянуть «за ширму» мусульманской семьи, и тогда можно увидеть, что она из себя представляет в действительности.

Моральные и этические нормы шариата запрещают посторонним мужчинам и женщинам смотреть друг на друга. Мужчинам запрещено смотреть даже на волосы посторонней женщины, не говоря уж о лице или руках, на которые нельзя ни просто взглянуть, ни, конечно полюбоваться. Причем мусульманину разрешается смотреть на лицо и руки «женщины священного писания» (христианки или иудейки), но, не нарушая законы шариата, он не может видеть другие части тела христианки или иудейки. А от мусульманок шариат требует закрыть тело и волосы от посторонних мужчин, желательно и от несовершеннолетних мальчиков, которые «отличают хорошее от плохого». (В шариате часто употребляется это выражение в отношении несовершеннолетних мальчиков. При этом имеются в виду мальчики, уже что-то знающие об интимных отношениях полов).

При бракосочетании, если муж ставит условие, что женится на девушке, и если выясняется, что это не так, он имеет право расторгнуть брак. Если мужчина за неимением жены нарушил запрет ислама, т.е. имел интимные отношения с женщиной, шариат требует, чтобы он женился на ней. Учитывая легкость мусульманского развода, это требование шариата не создает никаких хлопот для мужчины. Однако с точки зрения мусульманской этики такой поступок может иметь неприятные последствия как для мужчины, так и для женщины, особенно если он станет известен посторонним, а именно общественное порицание, которое может повлечь отказ от вступления в брак с таким человеком. Источники: tatar-media.ru welcome-kazan.ru tatarins.ru tatarplanet.ru www.tatar-rifs.ru

Особенности функционирования татарской молодой семьи

Томский государственный университет систем управления и

радиоэлектроники

Features of Tatar young family

OrlovaV. V., BuharovaA. M.

Tomsk State University of control systems and Radioelectronics

1. Историясемьи

Татары (само­название - татарлар, tatarlar) -тюркский народ, живущий в цен­тральных областях европейской части России, Поволжье, Приуралье, Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, на Дальнем Вос­токе, в Финляндии. Численность татар в России - 5554,6 тыс. чело­век (перепись населения 2002 г.), что составляет 3,83% населения России. Татары являются вто­рой по численности народностью в Российской Федерации после русских и делятся на три основные этно-территориальные группы: волго-уральские, сибирские и аст­раханские. Татары составляют бо­лее половины населения (53%, по Переписи 2002 г.) Республики Та­тарстан. Татарский язык относится к кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. Верующие татары (за исключени­ем небольшой группы - кряшен, исповедующих православие) - мусульмане-сунниты.

Татарская семья может быть как мусульманской, так и христианской, а также не принадлежать ни к одной религии. Среди татарских семей му­сульманские встречаются чаще, чем немусульманские.

Семья относится к числу самых древних форм социальной жизни людей. Родственные связи были первоначальной формой органи­зации общества. Татарская семья оказалась естественным носителем мусульманской религии. С этой точки зрения татарскую семью можно рассматривать как сакраль­ное образование, где совершались многие религиозные ритуалы.

Форма семьи у татар была пат­риархальная, она считалась основ­ной социальной единицей почти во всех регионах страны. Родовая единица - йорт, ей (дом) - предполагала близость людей по кро­ви, а также наличие материальной основы в сочетании с традициями и устоями, завещанными предками. Труд разделялся главным образом по половому признаку. Мужчины выполняли наиболее тяжелые работы: обработку земли, уход за ско­том, заготовку дров, ремонт строе­ний и орудий труда.

В браке главой семьи всегда считались мужчины - отец, муж, старший сын, которым принадле­жали совокупность рода и полнота власти. Их действиям и указа­ниям следовали остальные члены семьи. Основой семейных отношений были не узы супружества, отношения между родителями, детьми.

Татарская семья - это малая социальная группа общества, важ­нейшая форма организации лич­ного быта, союз мужчины и жен­щины одной национальности, ос­нованный на кровно-родственных отношениях между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родствен­никами, которые живут вместе и ведут общее хозяйство, сохраня­ют национальные, народные тра­диции, общение ведется преиму­щественно на татарском языке.

Семья в иерархии ценностей татар стоит на одном из первых мест. Семья всегда высоко ценилась татарами, а вступление в брак считалось естественной необходи­мостью. По переписи 1897 г. среди населения Казанской губернии в возрасте 50 лет и старше никогда не вступали в брак лишь 3,6% жен­щин и 1,7% мужчин. Брачность женщин в возрасте старше 16 лет составляла 61,2%. На протяжении последующих периодов истори­ческого развития общества в си­лу действия различных факторов, в том числе последствий двух ми­ровых войн, показатели брачности менялись.

Татарские семьи в прошлом были довольно многочисленные. В 1897 г. 62,8% населения Казанской губернии проживало в семьях, состоящих из пяти человек и более. Величина семьи в губернии дости­гала 5,4 человека.

На выбор брачного партнера у татар в прошлом влиял и обычай жениться на невестах за предела­ми своего аула. Брачный выбор та­тар ограничивался лицами своего социального круга и своей нацио­нальности. Коран не запрещал бра­ки мужчин-мусульман с женщина­ми немусульманского вероиспове­дания, но только при условии, если женщина принимала ислам.

Современные брачные союзы заключаются по любви, на основе свободы выбора будущего супруга. В основном в современном браке татар национальная предпочти­тельность сохраняется.

Традиционным для татарской семьи было патрилокальное посе­ление: примачество (отступление от нормы) считалось позором для татар. В народе говорили: «Лучше войти в огонь, чем зятем - в дом». Поселение молодых у мужа или у его родителей характерно в ос­новном и для современных татар, особенно в сельской местности. Трудовая деятельность в семье так­же регламентировалась возрастом и полом. Старики и больные вы­полняли наиболее легкие работы. В сельской местности уход за до­машней птицей поручался детям.

Для современной татарской семьи, как и для семей других на­родов, характерен процесс нуклеаризации. У татар преобладает простая двухпоколенная семья, состоящая из родителей с детьми: до 70% в городе и до 60% на селе.

У татар в отношении между родителями и детьми до сих - пор прослеживается влияние народной традиции сдерживать свои чувства. Считалось, что детей нельзя слиш­ком баловать своим вниманием, особенно со стороны отца. Во мно­гих татарских семьях сохранилась своеобразная иерархия взаимоот­ношений: со своими предложения­ми или просьбами дети предпочи­тают обращаться к матери, которая передает их отцу. В современной семье сохраняется и традиция поддержки взрослыми авторитета отца перед детьми. Тем не менее абсолютный диктат со стороны ро­дителей, особенно отца, и безого­ворочное послушание, подчинение детей, характерные для их взаимо­отношений в традиционной татар­ской семье, сменяются отношения­ми взаимного уважения, интереса с обеих сторон.

Татарская семья на микроуров­не представляет собой малую груп­пу, посредством которой индивид реализует свою репродуктивную потребность, а общество - потребность в биологическом вос­производстве своих членов и их социализации. В качестве малой первичной группы татарская се­мья и семейные отношения отли­чаются глубокой интимностью, доверительностью, эмоциональ­ной привязанностью членов друг к другу и верой в Аллаха.

По данным исследования, для татарской семьи свойствен­ны особые социальные функции, определенная структура. Ее отличают специфические поведенческие нор­мы, социальные установки и цен­ностные ориентации ее членов.

Структура татарской семьи (обязательно муж, жена и их дети) предопределяет специфику ее функций. Например, экономическая функция традиционно исполняет­ся мужчиной как главным «орга­низатором» мусульманской семьи. Женщина также может быть заня­та в общественном производстве, однако ислам закрепляет за ней другую функцию - исполнитель­скую. Исполнительский характер носит и репродуктивная функция, которая исполняется в семье жен­щиной и в соответствии с тради­циями ислама определяется как главенствующая. Таким образом, сторонники ислама убеждены в том, что именно женщина явля­ется неформальным лидером в се­мье, поскольку она занята тем, что рождает детей, а затем и воспитывает их. Более важной миссии в семье быть не может.

Воспитательская функция ис­полняется как матерью, так и от­цом, они в равной мере ответс­твенны за формирование личнос­ти будущего гражданина. В вос­питании детей также участвуют и родственники.

Существует такая функция, как генеративная. Она обусловле­на необходимостью продолжения человеческого рода. Общество за­интересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было, по крайней мере, не меньше по чис­ленности, чем предыдущее. В то же время мусульманская семья за­интересована в детях, причем это не только гарантия обеспеченной старости, но и нравственно-эмоци­ональная потребность - продолжение рода.

Функция первичной социали­зации детей обусловлена тем, что родившийся ребенок несет в себе только задатки разумного человека. Ребенок должен быть постепенно введен в общество, чтобы органы и системы его организма развива­лись по «человеческой программе». В противном случае его человечес­кие задатки не развернутся, пред­посылки его способностей угаснут навсегда. Мусульманская семья воздействует на социализацию детей не просто фактом своего сущес­твования, а морально - психологи­ческим климатом, религиозными взглядами, прививающимися детям с самого детства.

Под организаторскими функциями понимаются распределение ролей, доходов, организация досу­га, обеспечение психологического микроклимата, организация быта и воспитание детей; под исполни­тельными - материальное обеспе­чение и общественная активность. Так, в татарских семьях мужчина чаще выполняет не только испол­нительные функции, но и часть ор­ганизаторских.

Если функции семьи определяют прежде всего содержание семейных ролей в целом, то ро­левая структура характеризуется в первую очередь распределением ролей, т. е. тем, какие обязанности выполняет в семье каждый ее член и на каких принципах построены ролевые отношения.

Статусно-ролевые позиции в татарской семье характеризуются тем, что наиболее уважаемыми являются пожилые люди, с мне­нием которых все считаются. Пов­семестно закрепился обычай вста­вать при входе в дом более стар­шего, не курить в присутствии отца и оказывать знаки внимания старшим.

В повседневной жизни к обязанностям мужчины относится в пер­вую очередь материальное обеспе­чение семьи, организация досуга, отдыха семьи. Из этого факта не следует, что татарская семья тя­готеет более всего к духовной де­ятельности, а материальная, бы­товая стороны жизни для нее не­актуальны. Наоборот, в настоящее время при существовании рыноч­ных отношений деньги и другие материальные ценности стоят на первом месте, в том числе и для татар. Надо сказать, что работы по дому женщины выполняют без принуждения, поскольку для них такая работа естественна.

Состав семьи мусульманина от­личается от семей других конфес­сий тем, что мужчина может иметь четыре жены, при строгом условии справедливого отношения к ним и равноправия между ними.

Для традиционных татарских семей характерны расширенные, многодетные семьи, в которых, как правило, совместно прожива­ют несколько поколений. Детность семьи является чрезвычайно важ­ным показателем, интегрирующим многие качественные характерис­тики и выражающим суть семей­ного образа жизни.

2. Современная сельская семья

Сельская семья отличается отгородской тем, что она представляет собой не только супругов и их детей. Она расширяется за счет родных братьев, сестер, близких родственников, которые стараются соответс­твовать общим интересам, потреб­ностям, решать общие задачи, быть единой социальной общностью. На селе более охотно следуют тра­диционным обычаям, обрядам, вы­полняют неписаные законы, следят за общественным мнением.

И вместе с тем сельское население в целом и семья в частности беднее, чем городское. Но сами се­мьи не готовы с этим мириться. Они находят выход из ситуации двумя способами: мигрируют в города либо находятся в поиске дополни­тельных источников дохода. Тако­вым является личное подсобное хо­зяйство. Первый вариант выбирает молодежь как наиболее мобильная социальная группа. Второй пред­почитают люди среднего возраста, которые не хотят покидать род­ную землю, дающую возможность производить продукты питания.

В среднем по стране в бюджетах сельских семей 20-25% составляют продукты питания «с огорода».

Труднее идет развитие личных подсобных хозяйств как сельских семейных предприятий . С 1 янва­ря 2004 г. на личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, пре­дусмотренные законодательством РФ для сельскохозяйственных то­варопроизводителей и осущест­вляемые за счет средств федераль­ного бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов . Однако, как показывает практика, принятое законодательство практически не используется сельским населением, темпы производственной де­ятельности остаются невысокими.

Несмотря на широкий спектр социальных проблем в современных сельских семьях, на вопрос «Удовлетворены ли Вы жизнью на селе» преобладающая масса сельчан (78%) отвечает утвердительно. Больше половины респондентов (54%) в основном удовлетворены жизнью на селе и четверть (24%) полностью удовлетворены. Недовольство условиями проявляется в ответах 18% респондентов, причем 4% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

В немалой степени удовлетворенность связана с продолжи­тельностью проживания в сель­ской местности, патриотическими чувствами, преданностью родной земле, отчему дому, родственным и культурным традициям. Дан­ная цифра, как и доля ответов на вопрос о подсобном хозяйстве, не удивляет: 90% опрошенных живут в родном доме с самого рождения, 8% - более 10 лет.

Существует мнение, что мо­рально-психологическая атмосфе­ра в семье зависит от уровня дохо­дов. Исследование показало, что, несмотря на относительно невысо­кие доходы сельских жителей, ат­мосфера в семьях полностью бла­гополучная более чем в половине семей (58%). Около 1/3 опрошенных (32%) оценивают ее как более или менее благополучную. Лишь 4% респондентов сложившуюся ситуацию в семье охарактеризова­ли как критическую, еще 6% - как неблагополучную.

Дети для селян не только на­ивысшая ценность, опора в старости, но и помощь на сегодняшний день. Так, 79% респондентов на вопрос «Помогают ли дети в вашем подсобном хозяйстве?» ответили утвердительно. Выбравшие ответ «нет» приписывали, что либо дети еще маленькие, либо уже взрослые и не живут с родителями в одном доме, редко приезжают.

Следующий вопрос: «Может ли сельская семья выжить без участия детей в развитии подсоб­ного хозяйства?» - показал, что это невозможно. Оптимистично ответили лишь 6% респондентов.

Многие опрошенные (43%) затруднились ответить на этот вопрос Более половины респондентов таким образом, подчеркнули зна­чимость детей в сельской семье Несмотря на продолжающийся процесс сокращения рождаемости средний коэффициент детности на селе все-таки выше, чем в городской среде, - 1,62 на человека. При этом учитывались только несовер­шеннолетние дети.

Итак, можно смело утверждать, что в сельском социуме семья более всего занята тем, что производит ту или иную продукцию. Все остальное: чувства и привязан­ности супругов, их образование, личностное развитие, дружеское, родственное и семейное общение, а также отдых, досуг, внимание к детям в их обучении и воспита­нии - остаются за рамками обще­семейной деятельности. Становясь сугубо производственной единицей, сельская семья создает условия для выживания каждого своего члена.

Список использованной литературы.

1. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Ростов нД: изд-во «Феникс», 2000.

2. , Василькова педагогика. - М.: Высшая школа, 1999.

3. , Этнопедагогика. - М.: Высшая школа, 1999.

4. , Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 1983.

5. , Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Высшая школа, 1998.

6. , Традиции народной педагогики в действии // Ученые записки. – Казань, Изд-во ТГГИ, 2002. №10.

7. , Семья и общество. Социальные и этнодуховные аспекты взрождения семьи. – Казань, 2002.

8. , Этнопедагогика. – Казань, 2002.

9. , Татары. – М.: Наука, 2001.

10. Этнография татарского народа. – Казань., 2004.

В Татарстане немало мусульманских семей, где для замужней женщины многое находится под запретом. Чаще всего жена осознанно ограничивает свою свободу теми или иными правилами, но в ортодоксальных семьях у нее может и не быть выбора. SmartNews пообщался с представительницами светских и религиозных семей Казани и узнал, что им запрещается после замужества.

Татарские семьи в наши дни условно можно поделить на несколько типов. Свобода женщины во многом зависит от того, к какому течению ислама склоняется семья. Первый тип татарских семей — это светский.

В светских татарских семьях живут практически так же, как в русских семьях. Для женщин здесь нет особых запретов, даже наоборот, жены в таких семьях испокон веков задают тон. Они властвуют в доме, ведут хозяйство и управляют всеми делами, в том числе мужа. Особенно этим гордятся татарки-мишарки (мишари — этнографическая группа татар. В отличие от казанских татар, формирование мишарей происходило на правобережье Волги. — Ред. ).

Второй тип — светско-мусульманская семья, где справляются как религиозные, так и светские праздники. Эти семьи практически не отличаются от светских семей по правилам внутренней жизни. Разве что мужья склонны более ревностно опекать жен от мужского внимания, что, в общем-то, им разрешает ислам. Женщина же склонна больше сосредоточиваться на семье.

А третий тип — мусульманские семьи, которые придерживаются строгих правил ислама. Его еще называют закрытым типом семьи, который диктует конкретные и строгие правила жизни замужней женщины. И этот тип исламоведы делят на еще два подтипа: те семьи, которые придерживаются ислама турецкого типа, и те, что склонны следовать исламу Саудовской Аравии.

Экспертное мнение

— Тюркский, или турецкий, вариант — более либеральный. Здесь женщина — соратница, сотоварищ, наша вторая половина. Саудовский вариант считает, что женщина ниже в правах, чем мужчина. Такой подтип семьи создают в Татарстане те, кто отучился в Саудовской Аравии, в Катаре, в жестко патриархальной части Египта, Пакистана, в Кувейте. Таких семей немного на фоне остальных. По моим наблюдениям, это 2,5-3 тыс. человек. Такие семьи стали появляться у нас с середины 1990-х годов, сейчас это явление уже укрепилось в нашей культуре.

Последний вариант семьи — ортодоксальный. В таких семьях царит агрессивное отношение к женщинам.

В радикальных семьях муж запрещает любую косметику, он начинает ограничивать возможности просто смотреть телевизор, часто выходить из дома. Здесь часто простая мужская ревность накладывается на религиозное запретительство. То есть религия становится прикрытием элементарной ревности. Поэтому когда женщины уходят из таких семей, то бывают случаи, что они становятся светскими, я знаю несколько таких примеров: побывав женами радикалов, они снимают платок.

РАБОТА В ЖЕНСКОМ КРУГУ

Если не впадать в крайности, то во всех татарских мусульманских семьях есть свои запреты, чаще всего добровольно и даже с радостью принимаемые женщинами. Первый и самый известный из них — внешний вид. В религиозной татарской семье женщина должна носить одежду, скрывающую ее тело от посторонних глаз, то есть длинное платье или тунику, а также — чаще всего — платок. Даже в светских семьях, к каким, например, относятся Лукмановы, дома татарки предпочитают носить длинные платья.

Есть запреты и относительно социальной деятельности замужней женщины. Запрет на работу стоит только в ортодоксальных семьях. В более лояльных женщина сама решает, хочет ли она иметь дело с социумом. Однако в своей работе она не должна соприкасаться с мужчинами — как в прямом, так и в переносном смысле.

Экспертное мнение

— Женщинам не запрещается работать, никто не говорит: «Сиди дома». Однако женщина не может быть врачом, потому что к ней могут прийти мужчины, не может быть парикмахером. В наиболее строгих семьях женщины уходят работать в детские сады, школы, в торговую сферу. Не думаю, что это очень хорошо. Ограничивается сфера соприкосновения религиозных семей со светским началом. Создается закрытая среда. Женщин из ортодоксальных татарских семей в обществе почти не видно. Они занимаются домашним хозяйством.

Зачастую даже в светских татарских семьях, не говоря уже о религиозных, женщина не должна ставить работу на первое место. Она не может задерживаться на рабочем месте, доделывая план, большой проблемой является и посещение корпоративных вечеринок.

В нашей семье все очень толерантно: если есть возможность не работать, то пожалуйста. А если работаю, то только в определенное время, то есть с 8 до 17 часов. Оставаться после работы — это неприемлемо. И одеваться на работе надо скромно и невызывающе. Что касается корпоративов, это очень проблематично для нас. Если идешь, то должен быть всегда на связи и не задерживаться. Еще лучше вообще не ходить.

Зарабатывает женщина в татарской религиозной семье в основном для себя, тогда как обеспечивает семью мужчина.

Женщинам-мусульманкам не запрещено работать и зарабатывать для своих личных трат. Единственное, мы не должны лишний раз находиться в обществе мужчин, чтобы у мужа было меньше ревности. Общение с мужчинами для женщин — это потеря энергии, у нее меньше сил остается для семьи, мужа, она всё оставляет на работе. А ведь дома у нее много обязанностей. И если она дома будет больше времени проводить, то это хорошо для всех.

Однако в семьях ортодоксальных верующих женщина не только не зарабатывает, но и не может распоряжаться деньгами мужа. Ей не разрешается даже самой делать покупки.

Экспертное мнение

— В традиционной татарской мусульманской семье женщина сама распоряжается своим заработком. Более того, перед свадьбой супруга получает дар — калым, выкуп. Это та финансовая подушка безопасности, которая является достоянием жены. В ортодоксальных татарских семьях женщина не зарабатывает и не распоряжается деньгами. Им категорически это запрещено. Стоит вспомнить о неутихающем скандале с дочерьми саудовского монарха, которые десятилетиями заточены во дворцах Аравии. Такую практику пытаются насаждать и в Татарстане. Но это чуждое и инородное для нас явление. Такая женщина растет в замкнутом пространстве и ведет себя заторможенно, когда оказывается среди обычных мусульманок. Круг ее близких людей ограничивается супругом, который не разрешает ей даже пройтись по магазинам.

ЖЕНЩИНЫ ЕДЯТ ОТДЕЛЬНО

Правила поведения татарской женщины-мусульманки в обществе и семье диктуются мусульманским этикетом. Адаб — это правила, предписанные нормами шариата, включающие в себя хорошие манеры, нормы приличия, порядочность, человечность и охватывающие все аспекты жизни мусульманина. Согласно этим правилам, во всех татарских мусульманских семьях, когда в дом приходят гости, женщины и мужчины не сидят вместе. Им накрывают ужин за разными столами. А если в дом приходит гость-мужчина, то муж просит женщину уйти в другую комнату.

В семье родителей, когда приходил мужчина в гости, женщинам запрещалось выходить, влезать в разговор. Дети не должны были выходить и присутствовать во время какого-либо торжества взрослых, есть с одного стола. Дети сидели в отдельной комнате. И сейчас в моей семье, когда к нам приходят муж с женой, само собой происходит разделение: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами, ну а за столом сидим вместе. Но на религиозных праздниках у нас и столы разные.

Когда приходят гости, женщины садятся отдельно, чтобы не было смущения, соблазнов, ведь кому-то может понравиться чужая жена, чужой муж. Поэтому у каждого свой круг общения.

ДРУЗЬЯ-ОДНОКЛАССНИКИ

Женщина в татарской религиозной семье не может дружить с мужчинами и тем более подолгу общаться с ними наедине.

Такая женщина, например, не может продолжать общаться с другом-одноклассником. Очень часто запрещается общаться и с неверующими подругами.

Правда, в более лояльных семьях женщина может общаться с друзьями, которых знает ее муж, если они вошли в круг общения семьи и не являются «чужими», — это родственники, общие с мужем приятели.

Не одобряется в татарских семьях и активное общение женщины в социальных сетях. В ортодоксальных семьях мужья и вовсе запрещают своим женам выставлять фотографии в интернет, даже в хиджабе. Однако очень часто женщины-мусульманки в Татарстане и сами не хотят выкладывать в Сеть свои личные фотографии.

Как правило, сводится всё не к полному запрету, а к вычищению своих персональных страниц в социальных сетях. Убираются любые фотографии, не должно быть фото даже в хиджабе. Пусть будет рисунок — цветы, на религиозную тематику. Здесь жесткое ограничение.

УВАЖЕНИЕ МУЖЧИНЫ

Ряд ограничений для женщин существует и в непосредственных отношениях с мужем. Основаны они на том, что уважение мужчины для жены в татарских религиозных семьях на первом месте. Конечно, в более лояльных семьях женщины имеют право мягко осадить мужа. Но лучше всего обсуждать проблемы без свидетелей, дома, чтобы не порочить репутацию мужа, а значит, и всей семьи.

У меня отношения с мужем сложились так, как учили в семье: горячий ужин, провожать на работу, встречать. И у детей воспитывать уважение, и самой показывать веру в него. Например, когда идем в гости, никогда не показываю свое недовольство чем-либо. Все разговоры и претензии дома, без свидетелей.

История татарской семьи: жена старше мужа, нешекспировские страсти и первые фамилии

Каких невест предпочитали в традиционной татарской семье и как перевоспитывали пьющих жён в Казани в XIX-XX веках, рассказала эксперт института истории имени Марджани Эльмира Салахова во время очередной лекции «Тарихи бранч»

Каких невест предпочитали в традиционной татарской семье и как перевоспитывали пьющих жен в Казани в XIX-XX веках, рассказала эксперт института истории имени Марджани Эльмира Салахова во время очередной лекции «Тарихи бранч».

Лекция Салаховой называлась «Татарская семья на страницах метрических книг: браки, разводы и дети». По её словам, в современной исторической науке ещё только продолжается процесс раскрытия информационного потенциала такого исторического источника, как метрические книги.

Лектор изучила метрику Казанской, Уфимской губернии и татарских сёл нынешней Астраханской области. Она рассказывает, что впервые мусульманское население Российской империи начали записывать в метрику после указа Сената 1828 года («О введении в употребление метрических книг по Оренбургскому Духовному Магометанскому управлению»). Поэтому нынешние функции ЗАГСов - запись рождения, смерти, брака и разводов - поручили имамам в мечетях.

Старший научный сотрудник института имени Марджани Эльмира Салахова Ι Фото: Facebook

Подробная запись главнейших событий в татарской семье велась мусульманским духовенством практически до 1930-х годов. С приходом к власти большевиков весной 1918 года, естественно, был издан декрет, по которому функция ведения метрических книг изымалась у имамов и передавалась в местные органы Советов.

Однако во время гражданской войны властям было не до этого - надо было воевать с белыми. Поэтому мусульманское духовенство продолжало вести учет родившихся, умерших и так далее в границах каждой отдельной махалли - мусульманской округи вокруг одной мечети.

Фамилии и имена

Традицию носить фамилии татары переняли у русских. Впервые сведения, сообщает Салахова, о необходимости упорядочения фамилий среди татар появляются в 1916 году (разгар Первой мировой войны). Соответствующая запись об этом есть в специальном журнале Оренбургского Духовного управления. И татарам фамилии нужны для определения в рекруты. Если родовой не было, то рекомендовалось её образовать от имени отца или деда.

Необязательность фамилий среди татар была массовой и распространялась в основном среди крестьян. Купцы, мещане, знатные рода, конечно же, фамилии носили. Для этого был свой резон - передача собственности по наследству, заключение долгосрочных торговых договоров и другой документооборот.

В семье обычно имя давал отец, в некоторых случаях - дед. К началу XX века среди казанских и уфимских татар в основном преобладали мусульманские имена. Они были двухкомпонентными и имели предлоги, связанные с исламом «Абдул-», «Мухамед-», «Ахмед-». Хотя, например, в одной из деревень нынешнего Сармановского района РТ были обнаружены имена с тюркскими компонентами - Асылкош, Бахетгарай, Гульжимешь, Гюлистан. У астраханских татар в начале имени мусульманского компонента почти не наблюдается. Салахова это объясняет тем, что татары Астрахани отошли от кочевого образа жизни лишь в середине XIX века, поэтому ислам ещё не успел пустить глубокие корни.

Местные татары своих детей часто называли именами, в которых имеется предлог «Хажи-»(Хаҗи), чего нет в метрических книгах других губерний. Например, мужские имена Хажисмагиль, Хажисултан, Хажинияз, Хажимахмуд, Хажиахмад и женские имена Хажибиба, Хажиханым, - перечисляла лектор.

Популярность такого компонента объясняется просто - народ помнил времена Астраханского ханства, когда город носил название Хажитархан. Для астраханских татар считалась нормой частица «Ак-», что также не было распространено среди казанских и уфимских татар.

Например, Акбиба, Актази(Актаҗи), Акгульсум, Акбаба и другие. Наличие имени Акбаба скорее результат огузского влияния. («Баба» в данном случае носит содержание «отец»). Также компонент имени «-хан» у казанских татар употребляется только в мужских именах (Тимерхан, Миннехан), а у астраханских татар он использовался и в женских именах - Аминахан, Бэбэхан (не Бибихан).

Рождение и смерть

Детская смертность, по словам лектора, в татарских деревнях Российской империи была несравнимо высокой относительно сегодняшнего дня. Например, в астраханских метрических документах часто встречается обозначение возраста умершего ребенка - «1 җомалык». «Җома» – это сокращенный в просторечии вариант слова «җомга», которое в дословном переводе означает «пятница». У мусульманских народов неделя заканчивается именно этим днем. Поэтому ребенок, умерший в возрасте «1 җомалык» (у казанских татар это было бы написано как «1 атналык»), прожил одну неделю.

Среди родившихся девочек и мальчиков преобладают представители мужского пола, но и большее количество смертей приходится на их долю. Салахова во время изучения метрик практически не сталкивалась с записями о «незаконнорожденных детях».

Также по метрическим данным одной из деревень в Астрахани, за 1905 год родились 10 девочек и 18 мальчиков, а умерли 27 женщин и 12 мужчин. И такие цифры - обычное явление в татарских деревнях.

В основном люди, по данным метрик, умирали в младенчестве от инфекционных болезней или женщины - при родах. У астраханских татар была особенность - из-за высокой климатической жары быстро портились продукты.

Особенности местной кухни - рыбная пища, употребление плодов в большом количестве и питье некачественной холодной воды в жаркое время - провоцировали развитие желудочных расстройств и отравлений. При разливе Волги и до того времени, пока река не входила в свои берега, в Астрахани и по всей губернии свирепствовала перемещающаяся лихорадка, - добавила Эльмира Салахова. - В астраханских степях несколько комфортнее себя чувствовали народы, всё ещё сохраняющие кочевой образ жизни, - калмыки и юртовые татары. Но и их одолевали «желчные горячки» и «натуральная оспа».

Определение причин смерти в метриках, продолжает эксперт, было делом относительно субъективным. Тогда не существовало квалифицированных врачей, поэтому причину смерти определяли либо родственники, либо местный мулла. В перечне названий болезней, от которых скончался человек, есть и любопытный момент. О татарине, умершем в возрасте 55-60 лет, писали, что он скончался «от старости».

Брак и развод

Анализ метрических книг татар показал, рассказывала лектор, что мужчинам разрешалось вступать в брак с 18 до 80 лет, девушкам - с 16 лет при наличии обязательной специальной выписки из метрической книги. При этом фактически самый ранний возраст у девушек - с 17 лет, в Астрахани - с 16 лет.

Определенный интерес представляет то, что встречающиеся в художественной литературе сюжеты о выдаче татарок замуж в очень раннем возрасте в метрических книгах не находят подтверждения. Проанализировав ряд метрических записей, можно констатировать: не зафиксировано ни одного случая тайного брака, - утверждает Салахова.

В современном обществе очень прочно укоренился стереотип, что жена должна быть младше мужа. Однако метрические книги говорят об обратном - приветствовалась жена старше возрастом.

Во-первых, в крестьянских семьях женщина воспринималась прежде всего как рабочая сила, поэтому брать в жены очень молодую - не так предусмотрительно и лишний голодный рот. Во-вторых, при большой смертности среди мужчин среднего возраста возникала проблема вдов. Случаи, когда муж намного старше своей жены, наблюдаются лишь в некоторых семьях духовных лиц и мещан, но их доля очень мала, - рассказывает лектор.

Из-за высокой смертности мужчин среди татарок были нередки случаи, когда никахи проводились несколько раз, а то и три-четыре раза.

Ученая также изучила метрику татар, которые буквально вчера переехали из деревень в Казань, например, чтобы устроиться на работу в мыловаренный завод. В записях Азимовской мечети встречаются случаи, когда одни и те же мужчины и женщины заключали никах повторно. Основная причина - мужчины перевоспитывали жен, которые злоупотребляли алкоголем и вели «непорядочный образ жизни». По словам лектора, при повторном никахе обговаривалось условие: если жена будет вести себя аморально, то она лишается при разводе махра. Это имущество, которое муж дарит жене при заключении брака и которое обычно остается с ней после развода.

Как правило, махр состоял из двух частей: одна часть выплачивалась во время никаха (бракосочетания), остальная часть называлась «ожидаемой» и выплачивалась постепенно. Сумма махра была немалой и в основном выплачивалась деньгами или имуществом и доходила в среднем до 150-200 рублей. Для примера: в середине XIX века одна лошадь стоила 60 рублей, корова - 30.

По метрическим книгам татар многоженство не фиксируется. Скорее надо говорить о «двоежёнстве». Как правило, вторую жену муж брал, если первая болела или была бесплодна и при условии обязательного её согласия. Также вторую жену брали, если погиб старший брат. Тогда младший через брак на себя брал обязательство содержать семью старшего.

Разводы среди татар встречались редко. Обычно на 10 никахов - один талака. Бракоразводным процессом занимались муж и отец женщины или же ее представитель, но это отнюдь не указывало на ее бесправие. Объясняется это следующим образом: по канонам ислама женщина должна всячески оберегаться от стрессовых ситуаций, к которым относится и развод. Она была вправе потребовать через отца все, что ей полагается.

Среди причин разводов в метрических книгах встречаются формулировки, которые можно отнести к современным «не сошлись характерами», часто встречалось понятие «остывание чувств друг к другу». Хотя есть и курьезные случаи. Салаховой встретилась история, когда бывшая жена долго не называла имаму настоящей причины развода. Тогда он записал в метрике в графе причина - «очень долго плакала».

Муфтият обычно убедительно просил имамов по возможности указывать действительную причину, - говорила Салахова.

В то же время если при разводе у семьи был малолетний ребенок, то обычно он оставался у мужа или его родни. Мать совершала такой морально непростой поступок, чтобы лишь обеспечить хорошие условия жизни своему ребенку. Сама она в тогдашних условиях не смогла бы прокормить его, говорила лектор.

Интересно!

ОТВЕТИТЬ

Интересно, честно, только было бы еще больше информации.

ОТВЕТИТЬ

Впервые начали записывать не с 1821 года, а еще раньше с 1716 года с первыми ревизскими сказками, издававшимися по инициативе императора Петра 1 и его отца, тогда и начали появлятся фамилии! Это очень интересно, какой только информации можно найти в такого рода исторических документах! Чего только я не нашел по своей деревушке! Например: до революции мы почему-то назывались некими «тептярями», о которых никто и никогда не слыхал…

ОТВЕТИТЬ

Денис а где можно найти эти «метрические книги»?

Типтяре — это безземельнные башкиры. Которые потеряли свои вотчинника права по какой либо причине.

Казан кешесе

Кызык материал. Рәхмәт. Тарихи бранч форматы да кызыклы күренеш.

ОТВЕТИТЬ

Ильнур Ярхамов

Всем спасибо за внимание к материалу.

ОТВЕТИТЬ

Отличный материал Ильнур! То редкое что можно читать на данном сайте.

ОТВЕТИТЬ

Татар xатыннарынкң xәмер белән мавыкканнарын беренче ишетәм, сүз чынлапмы татар кешеләре турында бара?! Бәлки эчүче xатыннар башка дин вәкилләре булгандыр?

ОТВЕТИТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ


В Казани представили концепцию первого веломаршрута стоимостью 600 млн рублей - с двумя велопарками в овраге и возле театра «Экият»

Второй проект с гораздо более скромным финансированием подразумевает обустройство велодорожек за счет уменьшения ширины проезжей части

Кристина Иванова - Казань

В Казани прошла итоговая презентация работ по обустройству веломаршрутов в центральной части города. На суд публике представили два проекта. Реализация одного оценена почти в 650 млн рублей, другого - всего в 8 млн рублей за счет уменьшения ширины проезжей части для обустройства велодорожек. Заказчиком выступил комитет внешнего благоустройства Казани. По словам властей, проекты утверждены, чего не скажешь об источниках финансирования. Велоактивисты остались недовольны одним из проектов, назвав его непродуманным - горожанам придется подниматься самую высокую гору Казани возле Суворовского училища или лететь с нее вниз, рискуя жизнью.

Проект стоимостью 643 млн подразумевает два велопарка и тоннель через ЖД-насыпь

Проектная артель Анжелики Мелентьевой представила эскизный проект обустройства велосипедных дорожек в центральной части Казани с учетом маршрута до Деревни Универсиады. Протяженность от Деревни до Ленинского садика составит 12 км через Карбышева, Оренбургский тракт, Павлюхина, Петербургскую, парк Тысячелетия, два корпуса КФУ (по Кремлевской и Татарстану) и завершится в Ленинском садике.

По техзаданию разработчики должны были обязательно включить в маршрут зоопарк, Центр гребных видов спорта, Парк тысячелетия, Ленинский садик и два корпуса Казанского университета

________________________________________________________

Расчетная стоимость реализации проекта превысит 643 млн рублей. В эти расходы заложено строительство тоннеля через железнодорожную насыпь по улице Павлюхина, двух велопарков - детского возле театра кукол «Экият» и взрослого в овраге площадью 5 га «Старые горки».

Взрослый велопарк

Детский велопарк

«В городе образовался коллапс - дети не ходят пешком, многих родители развозят до школ и садиков на машинах. Многие обрадованные нашим проектом мамочки готовы возить своих детей так же, как делается в нашей семье, - на велосипедах», - говорит Анжелика Мелентьева. К тому же если на велодорожках Казани с каждым днем будет становиться все больше пользователей, это поможет некоторым автомобилистам пересесть на велосипед, надеется она.

Анжелика Мелентьева

По словам Мелентьевой, проект может быть реализован в два этапа, стоимость первого, без капитальных затрат, уложится в 60 млн рублей. В эти расходы войдет приспособление пешеходных переходов, обустройство дорожек, нанесение разметки. Ширина велодорожек составит три метра - по полтора в каждую сторону, каждые два километра будут устанавливать велосветофоры, наносить дорожную разметку по краям велополос.

Велодорожки станут по максимуму идти параллельно пешеходным маршрутам, при этом будут изолированы, что не создаст конфликтов с пешеходами и автомобилями. Маршрут на 80% подразумевает изолированные велополосы.

По словам начальника отдела комитета внешнего благоустройства Казани Дамира Шайхутдинова , пока бюджетные средства не заложены даже в реализацию первого этапа в 60 млн рублей, не определен и источник финансирования. Возможно, на реализацию проекта удастся привлечь средства инвесторов. Уже в течение одного-двух месяцев с начала финансирования первый этап можно будет реализовать. «Пока нет ясности, будет ли первый этап реализован уже в этом году. В идеале - чем раньше, тем лучше. Но учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, никто не может гарантировать финансирования», - сетует он.

Шайхутдинов говорит, что проект важен для создания комфортных и безопасных передвижений для велосипедистов в Казани, улучшения экологической обстановки в городе, популяризации велосипедного движения, развития туристической составляющей.

________________________________________________________

Ожидается, что прямое сокращение выбросов парниковых газов в результате реализации проекта за 2017-2022 годы составит 14 460 тонн СО 2 . По эффекту сокращения выбросов парниковых газов реализация проекта будет эквивалентна посадке порядка 25 000 деревьев, или 62 га леса. Снижение расхода моторного топлива за счет реализации проекта за пять лет эксплуатации составит 6,5 млн литров

________________________________________________________

Предложена также реконструкция ненормативных пешеходных связей, которые были обозначены на маршруте, говорит Мелентьева. Например, подземные переходы на Пушкина и Назарбаева не приспособлены для велосипедистов и маломобильных людей. Надземный переход на Павлюхина, где маломобильные вынуждены преодолевать препятствие по проезжей части, спикер называет основным сложным участком в связи с высокой стоимостью реализации задумки. Транспортная развязка на Танковом кольце также представляет большие трудности для велосипедистов - нужно пройти девять пешеходных переходов, чтобы попасть с Танковой у Деревни Универсиады до Оренбургского тракта со стороны Казанской ярмарки.

«Наш веломаршрут - первый и должен по максимуму привлечь обычных жителей, которые бы поняли, как это удобно, экологично и безопасно ездить на велосипеде, - резюмирует Мелентьева. - Мы сделали такой уютный веломаршрут, который, надеюсь, появится очень скоро, и мы все сможем по нему прокатиться».

Этот проект разрабатывался почти полгода вместо положенных двух месяцев, работу артели оценили в 900 000 рублей.

Обустроить велодорожки за счет уменьшения проезжей части

Еще один утвержденный проект представил Олег Шипилов , исполнительный директор проектного центра «Град». В задачи этой организации входила разработка концепта второго участка веломаршрута протяженностью 8 км. По сути, этот маршрут схож с «Удивительной Казанью» (кольцевой веломаршрут по исторической части города - по Кремлевской, Дзержинского, Театральной и Батурина, по Ленинскому саду и набережной Казанки), с помпой открытой президентом РТ Рустамом Миннихановым и главой российского Минкульта Владимиром Мединским . С той лишь разницей, что проект «Града» подразумевает соединение центральной части Казани с молодежной - парком Горького.

Олег Шипилов

Реализация этого проекта потребует довольно скромной суммы - 8 млн рублей. Концепция получилась максимально дешевой за счет следующего подхода - планируется уменьшить ширину проезжей части с 3,5 до 2,75 метра. Это допускается по новым нормативам и активно применяется в Европе, говорит Шипилов. Да и ГИБДД Казани, как оказалось, не возражает против такого решения.